Куклы как элемент развития детей
Куклы помогают психическому и эмоциональному развитию в детстве, реализации получаемого опыта. Развивается воображение и способность к творчеству. Невзирая на сложившиеся гендерные различия, ими могут интересоваться и девочки, и мальчики.
Что дает кукла
Она несет в себе образ живого человека. И основная ее цель – формирование человеческих чувств. Она может служить для проецирования тех или иных внутренних переживаний, отработки житейских навыков, получения социального опыта.
- она может быть товарищем для игр;
- это своеобразный эталон красивого и некрасивого, хорошего и плохого;
- развитие фантазии, творчества;
- одевая и раздевая ее, малыш изучает последовательность надевания одежды;
- изучение различных действий – спать, есть и т.д.
Игра отражает представления малыша о жизни и событиях. Основных подходов к ней выделяют два:
- ролевой – когда ребенок отыгрывает различные ситуации, сам принимая в них живое участие (классический пример – дочки-матери);
- режиссерский – когда в отыгрыше житейских ситуаций он непосредственно не участвует, ограничиваясь моделированием ситуации и раздавая роли куклам.
В раннем возрасте отыгрываются более простые ситуации. С взрослением выбираются более «взрослые» и сложные сценарии, проявляется творческое мышление. Добавляются те или иные аксессуары (посуда, домики, и даже телефоны для современных Барби).
Влияние на ребенка
В силу детской пластичности, особенно до 7 лет, особенности куклы для девочек способны значительно влиять на них. Это касается различных аспектов.
- Пропорции – формируют представление о пропорциях собственного тела, что влияет на психическое и физическое развитие. Происходит телесное подражание наиболее выраженным качествам игрушки (это одна из причин, по которым ряд психологов отрицательно относится к Барби).
- Общий вид – выражение лица, одежда. Спокойные и доброжелательные черты лица способствуют спокойным играм, агрессивные – воплощению воинственных сценариев (битвы, погони и т.д.), детские и пухловатые – стремление заботиться и т.д.
- Материал, текстура – положительные эмоции вызываются мягкими и приятными на ощупь материалами, холодные же и шероховатые – вызывают негатив.
Это делает важным правильный подбор по пропорциям, чертам лица и материалам.
Требования
Желательно, чтобы не было фиксированных образов и сценариев игры. Четкое выражение лица и избыток аксессуаров сводят игру к простому манипулированию по заданной схеме. Это исключает творчество и фантазию, делая их ненужными.
Обязателен точный подбор к каждому возрасту: чем младше ребенок, тем менее выраженными должны быть черты лица, тем меньше в ней должно быть деталей. Кукла должна быть среди игрушек малыша с 1 года жизни. Для этого возраста она зачастую – без лица.
Для детей со 2 года жизни лицо должно быть прорисованным схематично, эмоционально нейтральным. С 3 года жизни – допустимо минимальное выражение эмоций. Важно отсутствие телесных признаков пола у игрушек для малышей.
Желательно, чтобы материал изготовления был экологичным, особенно – для самых маленьких. Для детей школьного возраста ограничения на выбор отпадают. Правильно выбранная игрушка способствует гармоничному развитию.