Куклы как элемент развития детей

. Опубликовано в Дети

Куклы как элемент развития детей

Куклы помогают психическому и эмоциональному развитию в детстве, реализации получаемого опыта. Развивается воображение и способность к творчеству. Невзирая на сложившиеся гендерные различия, ими могут интересоваться и девочки, и мальчики.

Что дает кукла

Она несет в себе образ живого человека. И основная ее цель – формирование человеческих чувств. Она может служить для проецирования тех или иных внутренних переживаний, отработки житейских навыков, получения социального опыта.

  • она может быть товарищем для игр;
  • это своеобразный эталон красивого и некрасивого, хорошего и плохого;
  • развитие фантазии, творчества;
  • одевая и раздевая ее, малыш изучает последовательность надевания одежды;
  • изучение различных действий – спать, есть и т.д.

Игра отражает представления малыша о жизни и событиях. Основных подходов к ней выделяют два:

  • ролевой – когда ребенок отыгрывает различные ситуации, сам принимая в них живое участие (классический пример – дочки-матери);
  • режиссерский – когда в отыгрыше житейских ситуаций он непосредственно не участвует, ограничиваясь моделированием ситуации и раздавая роли куклам.

В раннем возрасте отыгрываются более простые ситуации. С взрослением выбираются более «взрослые» и сложные сценарии, проявляется творческое мышление. Добавляются те или иные аксессуары (посуда, домики, и даже телефоны для современных Барби).

Влияние на ребенка

В силу детской пластичности, особенно до 7 лет, особенности куклы для девочек способны значительно влиять на них. Это касается различных аспектов.

  • Пропорции – формируют представление о пропорциях собственного тела, что влияет на психическое и физическое развитие. Происходит телесное подражание наиболее выраженным качествам игрушки (это одна из причин, по которым ряд психологов отрицательно относится к Барби).
  • Общий вид – выражение лица, одежда. Спокойные и доброжелательные черты лица способствуют спокойным играм, агрессивные – воплощению воинственных сценариев (битвы, погони и т.д.), детские и пухловатые – стремление заботиться и т.д.
  • Материал, текстура – положительные эмоции вызываются мягкими и приятными на ощупь материалами, холодные же и шероховатые – вызывают негатив.

Это делает важным правильный подбор по пропорциям, чертам лица и материалам.

Требования

Желательно, чтобы не было фиксированных образов и сценариев игры. Четкое выражение лица и избыток аксессуаров сводят игру к простому манипулированию по заданной схеме. Это исключает творчество и фантазию, делая их ненужными.

Обязателен точный подбор к каждому возрасту: чем младше ребенок, тем менее выраженными должны быть черты лица, тем меньше в ней должно быть деталей. Кукла должна быть среди игрушек малыша с 1 года жизни. Для этого возраста она зачастую – без лица.

Для детей со 2 года жизни лицо должно быть прорисованным схематично, эмоционально нейтральным. С 3 года жизни – допустимо минимальное выражение эмоций. Важно отсутствие телесных признаков пола у игрушек для малышей.

Желательно, чтобы материал изготовления был экологичным, особенно – для самых маленьких. Для детей школьного возраста ограничения на выбор отпадают. Правильно выбранная игрушка способствует гармоничному развитию.